04:45 

15-23

MiCka~san
Мастер бесполезного комментария


1) продолжение гос. стр-ва, реал-я 2-го урока. Если в хозяйственной пол-ке большевики пошлин на некоторые уступки, то в реализации 2-го урока Кронштадта они не знали сомнений о колебаний, укрепляя свой контроль над пол. и дух. жизнью общ-ва. В кач-ве важнейшего инструмента партия использовала органы ВЧК. В начале 1922 г. это ведомство было реорганизовано и создан новый конституционный орган, лишенный прямых карательных функций, – ГПУ (предс-ль Дзержинский, с 1926 г. – Менжинский. Тогда же была учреждена Госпрокуратура, создана единая судебная система). Через 2 года в объед. ГПУ (ОГПУ) появилось Особое совещание с правом внесудебного преследования граждан и вынесения окончательного приговора. Основной удар наносился по все еще сохранявшейся оппозиции. Так, в 1922 г. были закрыты легально издававшиеся газеты и журналы левых эсеров, группы «Народ». Вскоре эти партии под прямым воздействием ОГПУ прекратили свое сущ-е, а середине 20-х гг. были ликвидированы и последние подпольные группы правых эсеров и меньшевиков.
Через разветвленную систему секретных сотрудников ВЧК-ОГПУ (сексотов) был налажен контроль над политическими настроениями гос. служащих, интеллигенцией, рабочих и крестьян. Особое внимание обращалось на кулаков и частных предпринимателей, к-е с развертыванием нэпа стремились обеспечить политические гарантии своих эк. интересов, что выр-сь в требованиях независимых крестьянских союзов, расширения избирательных прав, демократии. Не были обойдены вниманием и массовые общественные организации. На прошедшей в начале 1921 г. в рядах РКП(б) дискуссии о профсоюзах были отвергнуты 2 крайние позиции: троцкистов, выступавших за их огосударствление, и т.н. «рабочей оппозиции», к-я предлагала передать им управление народных хозяйством. Победила точка зрения Ленина, к-й рассматривал их как самостоятельные организации, работавшие под рук-м компартии. На практике же все было иначе. Они превратились в своего рода правительственный департамент по вопросам рабочих. Быстро продвигались к фактическому огос-ю учреждения снабжения и др.
Еще с октября 1917 г. власть начала нападки на церковь, к-я пользовалась авторитетом в народе. При этом использовалась политика не только «кнута» (массовый террор), но и «пряника» – в виде материальной и моральной поддержки раскольнических движений, к-е подрывали внутрицерковное единство. Под мощным давлением православные иерархи вынуждены были оставлять позиции. Будучи в заключении патриарх Тихон в июле 1923 г. написал обращение к епископату, дух-ву, где призвал повиноваться существующей власти, а в апреле 1925 г. он умер, после чего в советских газетах появилось его завещание, о подлинности к-го до сих пор спорят историки. Избрания нового патриарха большевики не допустили. Преемником Тихона стал и.о. митрополит Петр, но уже через полгода он был осужден и выслан в Пермь. Он успел назначить своим заместителем митрополита Сергия. В июле 1927 г. он и еще 8 архиереев подписали спец. церк. «Декларацию», где потребовали служителей, не принявших новых уклад, немедленно отойти от цекр. дел. Как и ожидали большевики эти вынужденные решения вызвали в среде верующих волну смуты, все больше ослаблявшей позиции церкви как независимой общественной силы. Также была политика и в отношении интеллигенции – т.н. «философский теплоход» – в 1922 г. все сливки науки согнали на один теплоход и отправили.
Внутрипартийная борьба. а) до смерти Ленина. Естественно, партия большевиков не могла не меняться с преобразованиями в обществе. Ведущие рычаги управления оставались в руках т.н. «старой большевистской гвардии», к-я по убеждению Ленина, была в состоянии определять «пролетарскую пол-ку партии». Эта группа включала в себя немало профессиональных революционеров, обладавших большим опытом политической борьбы, способных самостоятельно анализировать события, к-е часть расходились в центральной линией решения. Поэтому нормально, что внутри партии наметились острые противоречия и только наличие общепризнанного лидера позволяло старой гвардии проводить последовательный политический курс. Сам Ленин, тяжело болевший с мая 1922 г., осознав слабость равновесия в рядах партии, наметил ряд новых мер по его стабилизации. В заметках, продиктованных в к.1922-н.23гг. и известных как «завещание», он порекомендовал сместить Сталина с поста Генсека ЦК РКП(б). Далее предполагалось повысить значение ЦК и Центральной контрольной комиссии (ЦКК), к-м отводилась роль своеобразного «буфера», призванного гасить разногласия в верхах партии. Ни одна из этих мер не была реализована. Также известно письмо Ленина к XIII съезду (24 г.)дошло, но из-за Зиновьева и Каменева оно не было зачитано в отдельных органах, говорили совершенно другое.
б) После смерти Ленина разгорелась борьба за власть над партией и, соотв-о, страной. Первая стадия борьбы приходится на 1923-24 гг., когда против руководящей группы ЦК выступил Троцкий. Он выступил с критикой бюрократизма партийного и государственного аппарата, предложив выбирать рук-й «снизу» и указав 2 источника пополнения партии – партийные ячейки на предприятиях и учащаяся молодежь. Его поддержали несколько десятков партруков. В ходе дискуссии Троцкого обвинили в стремлении к единоличной власти. После статьи «Уроки октября», где он выдвинул концепцию 2-х вождей (он и Ленин), его сняли с постов предс-ля Реввоенсовета и Наркомвоентора. В начале 1924 г. был объявлен ленинский призыв в партию, и в ответ на смерть вождя в компартию вступили 240 тыс. рабочих. На XIII съезде в 1924 г. рассм-сь предложение Ленина о смещении Сталина с поста генсека, но оно не было удовлетворено, чему способствовали Каменев и Зиновьев. В дальнейшем Сталин показал себя не только как блестящего организатора, сумевшего сосредоточить в своих руках всю власть, но и как теоретика. В к.1924-н.1925 г. он выдвинул тезис о построении соц-ма только в СССР. Полная же победа соц-ма возможна при поддержке западноевр. пролетариата, т.е. речь шла о «мировой революции». Против его тезиса выступила т.н. «новая оппозиция» во главе с Зиновьевым и Каменевым, расценив его как предательство. Однако на следующем съезде она проиграла. Делегаты поддержали Сталина. Зиновьев был снят со всех занимаемых постов – предс-ля исполкома Коминтерна, рук-ля ленинградских парторг-й, предс-ля Ленсовета, выведен из состава Политбюро ЦК. В 1926 г. их поддержал Троцкий, после чего образовался т.н. «троцкистско-зиновьевский блок» («объединенная оппозиция»), в к-й вошли многие представители «старой больш. гвардии»: Муралов, Крупская, Пятаков и др. Начался третий этап. Оппозиция выступила единым фронтом против сталинского тезиса, считая, что он предает не только мировую, но и русскую рев-ии, веден к победе бюрократии на рабочим классом. Левые оппозиционеры предлагали перестроить нэп, сделав упор на тяжелую пром-ть, усилить налогообложение деревни, в первую очередь кулаков. Свой «последний бой» они дали в день 10-й годовщины Октября, организовав в столицах демонстрации. Лидеров оппозиции обвинили в попытке раскола партии, и в октябре Троцкий и Зиновьев были исключены из ЦК, а ноябре – из партии. На XV съезде 1927 г. было объявлено об исключении Каменева. В н.1928 г. оппозиция была выслана в Алма-Аты. Зиновьев и Каменев признали свои «ошибки» и были восстановлены в партии, в отл-е от Троцкого, к-го выслали из СССР по обвинению в контрреволюционной деят-ти. Ультралевые потерпели поражение, а в 1928-29 гг. и правые – Бухарин, Рыков и др. В итоге, в своему 50-летию Сталин в 1929 г. пришел единоличным лидером компартии и Советского гос-ва.


16. Внешняя политика РСФСР и СССР в 1920-е гг.
Советскую внешнюю пол-ку отличала некая двойственность, связанная с наличием в ней, с одной стороны, практического компонента, к-й был связан с объективной необходимостью сотрудничества со странами Запада, а с другой – идеологического – коммунизма, т.е. надежда на мировую рев-ю.
Объективной задачей этого периода стал выход из международной изоляции, и с подписанием в 1920-21 г. мирных договоров с Финляндией, Эстонией, Латвией, Литвой и Польшей советской гос-во выходит из нее. Через год были нормализованы отн-я с Турцией, Ираном и Афганистаном с Монголией. Вторые в счет ликвидации долгов, получили русские концессии и право держать флот в Каспийском море, а также был заключен торговый договор. Крупные же индустриальные страны воздерживались от контактов с СССР, требуя признать дореволюционные долги. Москва согласилась выплачивать часть из них, но при этом возместить ущерб от интервенции, политически признать СССР и предоставить кредиты.
С апреля по май 1922г. с целью обсуждения этих вопросов в Генуе была созвана международная конференция. Россию на ней представляли нарком ИД Чичерин, Литвинов, Красин и др. Одной из основных задач на этой конференции было установление торговых и экономических отн-й с капиталистическими странами. Западные страны настаивали на признании всех долгов, но прав-во России согласилось признать довоенные долги (осень 1921 г. декларация о признании долга), СССР также требовал компенсацию за интервенцию, но западные страны отказались, ибо на тот момент не было такой нормы – «возмещение ущерба за инт-ю»  конференция на дала практически никаких результатов, но в ходе работы в Рапалло был подписан тайный дог-р об отказе от взаимных претензий и установлении дип. отн-й, также торг-эк сотр-во. Аналогичные дог-ры были вскоре подписаны с Англией, Австрией, Данией, Италией, Норвегией и др. В Генуе был поставлен вопрос о всеобщем разоружении, но он был отвергнут. Тогда СССР обратился к Эстонии, Латвии, Литве и Финляндии с предложением о пропорциональном сокр-ии ВС. Этому была посвящена Московская конф-я (декабрь 1922 г.), но в ее ходе был подписан только дог-р о ненападении.
В к. 1922 г. в Лозанне открылась еще одна международная конф-я по ближневосточным вопросам. Советская делегация была приглашена с целью. Обсуждения проблему черноморских проливов. В итоге на завершающее заседание СССР не был допущен, и уже без его участия была принята конвенция о режиме проливов, установив беспрепятственных проход через них как торговых, так и военных судов, что создавало постоянную угрозу СССР со стороны Англии в Черном море.
С середине 20-х гг. началась полоса дипломатического признания СССР, к-й поддерживал к этому моменту дипломатические отн-я с Англией (1 февраля 1924 г. лейбористское прав-во с Макдональдом признало СССР, Финская претензия была снята, была принята монополия советской военной торговли), Францией, Италией, Японией и с Китаем, причем дог-р с последним дал возм-ть на совместную эксплуатацию КВЖД, а по согл-ю с Токио России была передана северная часть Сахалина. Из великих держав только лишь США оттягивали признание СССР до 1937 г. В это же время США, Англия и Франция предприняли ряд мер по усилению своего влияния на Германию – ведущего партнера СССР. По плану Дауэса Берлин получил многочисленные кредиты на восст-е и развитие эк-ки. В октябре 1925 г. в Локарно собралась очередная международная конф-я, но на нее СССР приглашен не был. Среди решений конф-ии были неприкосн-ть западных границ Германии, ничего не говорилось о восточных, предусм-сь принятие Германии в лигу наций и ее участие в санкциях против т.н. «нарушителей мира» (в 1-ю очередь СССР). Москва расценила план Дауэса и Локарнские дог-ры как систему экономических и политических блоков, направленных против СССР, и настояла на подписании в 1926 г. дог-ра о нейтралитете и ненападении, а также новых эк. и полит. согл-й.
В феврале 1928 г. по инициативе МИД Франции Бриана и госсек-ря США Келлога началось обсуждение пакта об урегулировании всех разногласии и конфликтов только мирным путем. СССР вновь не был приглашен, что вызвало его офиц. протест. Публичный демарш возымел эффект, и совет. пред-ли приняли приглашение подписать этот док-т. СССР первым ратифицировал пакт Бриана-Келлора, а в 1929 г. дог-ся с Польшей, Румынией, Эстонией и др. досрочно ввести пакт в действие и строго придерживаться его принципов.
Совсем иначе развивались события по 2-й, неофициально линии внешней пол-ки СССР. III Конгресс Коминтерна постановил, что в тех странах, где положение буржуазного общ-во особенно непрочно, нужно образовать раб. и крест. пр-во, целью которых должно стать воор-е пролетариата и ломка положения контррев. буржуазии. Когда в 1927 г. по разных причинам обострилась ситуация в Германии, Польше и Болгарии, Коминтерн приступил к выполнению своей установки. Хотя общенац. Забастовки сорвались, в ряде мест все же удалось поднять восстания (сентябрь 1923 – нек. районы Болгарии, октябрь – Гамбург, ноябрь – Краков). Но все они в считанные дни были разбиты войсками.
Другой ц-р деят-ти Коминтерна находился в Китае, к-й в 20-е гг. переживал тяжелые времена. Слабое центральное прав-во в Пекине легко поддавалось на давление иностранных держав, чем и решила восп-ся Москва. Первые связи к Сунь Ятсену проложил Коминтерн, а в 1921 г. их закрепило спец. сов. дип. миссия. Ятсен дал согласие на вхождение китайских ком-в (сторонников СССР) в Гоминьдан, а Советская сторона обязалась оказать эк. и воен. помощь этой партии в ее борьбе за власть в Китае. Чан Кайши, однако, в апреле 1927 г. неожиданно приказал арестовать и казнить тысячи ком-в в Шанхае. В дек-ре уцелевшие сторонники Москвы подняли восс-е в Кантоне, но оно было быстро подавлено, после чего войска Чан Кайши захв-ли Пекин. А после попытки захвата КВЖД последовал разрыв дип. отн-й. Хотя затем последовали и другие провалы, Сталин сделал вывод, что Европа вступает в полосу нового революционного подъема, а Коминтерн потребовал наносить удар по соц. демократии, к-я обвинялась в пособничестве фашистам. Итоги этой кампании были трагичными. Фашисты пришли к власти в Германии, и в Центр. Европе возник очаг напряженности.


Придя в 1917 г. к власти, большевики поставили задачу изменить дух. мир народов России, организовав его на коммунистических принципах, в сжатые сроки осуществить «культурную революцию». Центр. гос. органом по руководству культурными преобразованиями стал Наркомпрос РСФСР (А. В. Луначарский).
Политическое просвещение. Основной целью полит-просветработы было укрепление связи просвещения с политикой партии. Руководство гос. пропагандой коммунизма было возложено на комитет - Главполитпросвет, с 1921 г. - Главное внешкольное управление во главе с женой Ленина Н. К. Крупской (входил в состав Наркомпроса). С 1918 г. главной формой работы были лекции по актуальным вопросам внутренней и внешней политики. (т.н. «партийные пятницы»). Популярными стали массовые демонстрации в дни революционных праздников, (1 мая, 7 ноября). Коммунистические принципы пропагандировались с помощью лозунгов, размещенных на видных местах(«Кто не работает, да не ест», «Только диктатура пролетариата спасет человечество от ига капитала»). Монументальная пропаганда — памятники революционерам всех времен и народов (ленинский план – список из 69 имен (А. Радищев, Н. Чернышевский, А. Гер цен, Н. Огарев, К. Маркс, Ф. Энгельс и др.). Непрочные почти все, но два из них (Герцену и Огареву) сохранились у старого здания МГУ им. М. В. Ломоносова.даладно.
С переходом к нэпу Ленин указал «три главных врага» — коммунистическое чванство (комчванство), безграмотность, взятка.
Борьба с неграмотностью. Важнейшей задачей культур ной революции стала ликвидация неграмотности, 75% населения. В декабре 1919 г. СНК принял декрет «О ликвидации безграмотности», от 8 до 50 лет обязаны обучаться грамоте. В 1920 г. при Наркомпросе создали Всерос. чрезвыч. комиссию по ликв. негр. и малогр. (ВЧКликбез). Система обучения - 2 формы: школьную (лик-пункт — ликвидационный пункт) и индивидуально-групповую, распространенную в деревне. В 20-е годы темпы ликвидации неграмотности упали. Не было средств. В 1923 г. создали Всероссийское добровольное общество «Долой неграмотность» (ОДН) во главе с председателем ЦИК СССР М. И. Калининым.
Особенностью борьбы с неграмотностью у тюркоязычных народов стала реформа алфавита, проведенная во второй половине 20-х годов. Всесоюзный центральный комитет нового алфавита (ликвидирован в 1937 г.). Вместо сложного арабского был введен латинский алфавит. В 1923-24 гг. - в Азербайджане.
В 1926 г. в Баку состоялся 1ый тюркологический съезд, на котором победили латинисты, считавшие, что скоро и русский алфавит будет заменен латинским в интересах мировой революции. Новый алфавит был введен у 68 народов общей численностью 25 млн. человек. В тридцатые годы и у тюркоязычных народов провели вторую реформу — вместо латинского введен русский алфавит. Второй особенностью борьбы с неграмотностью стало создание письменности у народов, не имевших таковой.
По переписи 1926 г. грамотность населения составила 51,1%, в т.ч. по России — 55% (против 32% в 1920). По уровню грамотности СССР вышел на 19-е место в Европе.
Общеобразовательная школа. Строительство советской общеобразовательной школы было начато в 1918 г. декретом СНК РСФСР об отделении церкви от государства и школы от церкви («О свободе совести, церковных и религиозных организаций», январь) и постановлением ВЦИК «О единой трудовой школе» (октябрь). Школа становилась главным ср-вом образования и очагом коммунистического воспитания.
Прежде всего, было упразднено дореволюционное деление школ на церковно-приходские, начальные, гимназии, реальные училища (всего около 30 типов школ). Вводилась единая трудовая школа с делением на 2 ступени: первая (5 лет обучения) — для детей от 8 до 13 лет, вторая (4 года обучения) — от 13 до 17 лет. Устанавливалось совместное обучение мальчиков и девочек, равенство представителей всех национальностей. Двадцатые годы - период разнообразных педагогических экспериментов.
Высшая школа. После Октябрьской революции глубокой реформе была подвергнута высшая школа. Целью реформы была демократизация вузовского образования. После революции почти все вузы подчинили Наркомпросу, остальные — различным наркоматам. В 1918 г. - отменены вступительные экзамены, и пролетарской молодежи предоставили право поступать в вузы без предъявления аттестата о среднем образовании. Была отменена плата за обучение, упразднены ученые степени и звания преподава телей.
С 1919 г. при многих вузах стали создавать рабочие факультеты (рабфаки) для подготовки к обучению в высшей школе молодежи, не имевшей среднего образования. В 20-е годы создание рабфаков стало ударной задачей Наркомпроса. В 1919-1921 гг. в университетах вместо юрфаков и ист-/ист-филфаков были созданы факультеты общественных наук (ФОНы). Там изучали работы К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, историю формаций, классовой борьбы и пр. бред. Реформа была закреплена в первом советском Уставе высшей школы, принятом 2 сентября 1921. Он определил три задачи вузов: подготовка специалистов, ведение научно-исслед. работы, популяризация знаний среди народа. Устав предусматривал создание в вузах партийных ячеек. Автономия старейших и наиболее крупных вузов резко ограничивались Наркомпросом.
Вузовская реформа весной 1922 г. вызвала несколько студенческих забастовок - пресечены. Преподы уволены и на «философских» пароходах высланы в Германию. Среди них Н. А. Бердяев, П. А. Сорокин, С. Л. Франк, Н. О. Лосский, Ф. А. Степун, С. Н. Булгаков, М. А. Осоргин.
В системе высшей школы появились и коммунистические вузы, готовившие партийные, советские и профсоюзные кадры. Первым высшим партийным учебным заведением стал Коммунистический университет им. Я. М. Свердлова (1919 г.) К 1926 г. комвузов было уже 13, в них обучалось около 6,5 тыс. человек. А все го в СССР, согласно всесоюзной переписи 1926 г., было 145 вузов, в которых обучалось 167 тыс. студентов.
Наука. Глубокой перестройке подверглась и сеть научных учреждений. Главным научным центром страны была РАН. В 1917 г. первым выбранным президентом стал ак. А. П. Карпинский. В 1925 г. РАН отметила свой 200 юбилей. Академиков - 42 чел. В том же году ЦИК и СНК СССР преобразовали РАН во науч. центр — АН СССР, подчинив правительству. Учреждения академии стали переводить из Ленинграда в Москву.
Во время выборов 1929 г. АН пополнилась 42 новыми академиками. В 1929-31 гг. в состав академии впервые были избраны 10 ученых-коммунистов. Их стали называть «первыми советскими академиками» (И. М. Губкин, Н. И. Бухарин, Г. М. Кржижановский, А. В. Луначарский, В. П. Волгин, С. Г. Струмилин и др.)
Ученые АН СССР внесли большой вклад в развитие фундаментальных наук, изучение естественных производительных сил России и СССР, в разработку и осуществление плана ГОЭЛРО.
Для изучения гуманитарных наук созданы: Социалистич. академию общественных наук (с 1924 г. - Коммунистическая академия, пр. М. Н. Покровский), Инс-т научной методологии, Инс-ты красной профессуры, Инс-т Маркса-Энгельса, Инс-т Ленина. В 1929 г. был создан центр с\х науки - Всесоюзная с\х академия им. Ленина (ВАСХНИЛ, пр. Вавилов).
Интеллигенция. Большевики смогли привлечь сторону значительную часть российской интеллигенции. В
1917 г. ее численность составляла около 1 млн. человек (<1% населения), в том числе 19% с высшим образованием. Интеллигенция неоднородна по социальному происхождению. Вихри трех русских революций, во многом вызванные и усиленные интеллигенцией, ускорили процесс ее расслоения. Наиболее отчетливо оно проявилось после Октябрьской революции. Одни примкнули к белому движению, затем эмигрировали, а в 20-е годы некоторые из них вернулись на родину. Другие не поддержали большевиков, но и не покинули свой на род и свою землю в смутное время гражданской войны.
Литература и искусство. В двадцатых годах было много творческих союзов и групп: всероссийские союзы поэтов, крестьянских писателей, русских художников, литературные группы «Серапионовы братья», Левый фронт (ЛЕФ), союз пролетарской культуры - Пролеткульт. Под руководством А. А. Бог данова, В. Ф. Плетнева и др. он вел активную работу среди рабочей. В 1920 г. ряд московских поэтов (В. Д. Александровский, М. П. Герасимов, В. В. Казини др.) покинули Пролеткульт, создав группу «Кузница».
В двадцатые годы были созданы новые пролетарские творческие организации: Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП), Ассоциация художников революционной России (АХРР), Российская ассоциация пролетарских музыкантов (РАПМ). «Важнейшим из искусств» большевики считали кино. В двадцатые годы создали:
кинофильмы А. П. Довженко («Звенигора», 1928 г.; «Арсенал», 1929 г.), С. М. Эйзенштейна («Броненосец По темкин», 1925г.; «Октябрь», 1927 г.), В. И. Пудовкина («Мать», 1926г.; «Конец Санкт-Петербурга», 1927г.);
живопись М. Б. Грекова («В отряд к Буденному»; «Тачанка»), И. И. Бродского («Торжествен ное открытие II конгресса Коминтерна»), С. В. Герасимова («Фронтовик»), К. П. Петрова-Водкина («1918 год в Петрограде»), А. А. Дейнеки («Оборона Петрограда»), плакаты;
спектакли В. В. Маяковского («Мистерия-Буфф»), К. А. Тренева («Любовь Яровая»), М. А. Булгакова («Дни Турбиных»), Вс. В. Иванова («Бронепоезд 14-69»), Д. А. Фурманова и Д. Поливанова («Мятеж»);
поэмы А. А. Блока («Двенадцать»), В. В. Маяковского («150000000»; «Владимир Ильич Ленин»; «Хорошо»), Б. Л. Пастернака («Лейтенант Шмидт»), С. А. Есенина («Пугачев»; «Анна Онегина»);
романы Д. А. Фурманова («Чапаев»), М. А. Шолохова («Тихий Дон»), А. Н. Толстого («Хождение по мукам», т. 2 «Восемнадцатый год»);
балеты, оперы, памятники (например, Н. А. Андреева (А. И. Герце ну я Я. П. Огареву у здания Московского университета, 1922 г.), Л. В. Шервуда (памятник А. Н. Радищеву в Петрограде, 1918 г. — первый из серии памятников «рево люционерам всех времен и народов»).
В то же время многие произведения деятелей культуры Запрещались или замалчивались. В первую очередь это касалось работ, чьи авторы не признали советскую власть, эмигрировали или были высланы из страны. Замалчивалось творчество поэта Н. Гумилева, расстрелянного в 1921 г. по ложному обвинению в подготовке антисоветского заговора. Запрещались некоторые произведения писателей М. А. Булгакова и А. П. Платонова, имевшие антипролетарский характер.



Индустриализация – процесс создания крупного машинного пр-ва, прежде всего тяжелой пром-ти. В 1925 г. на XIV съезде был провозглашен курс на индустриализацию. В апреле 1929 г. состоялась XVI партийная конф-я. Из 2-х вариантов пятилеток, разработанных Госпланом СССР, оптимального и отправного («бухаринский» и «сталинский»), был одобрен первый, т.к. задачи по нему были на 20% выше.
Первый пятилетний план (1928-32) вступил в действие 1 октября 1928 г. В его разработке принимали участие Бах – ученый-биохимик, Александров и Винтер (энергетики) и Прянишников (агрохимик). Он был утвержден на V Всесоюзном съезде советов в мае 1929 г., на к-м главной задачей было провозглашено превращение СССР из аграрной страны с агро-индустр-ю. Характерной черной был упор на новое стр-во – объектов группы «А», на что выделялось более 80% капиталовложений в пром-ть. Источники средств изыскивались только внутри страны и складывались из: 1) доходов легкой пром-ти, в осн-м с/х; 2) д-в от монополии внешней торг-ли, т.е. на вырученную валюту ввозились новейшее оборудование для заводов; 3) прогрессивного налога на нэпманов; 4) средств, полученных за счет увел-я подоходного налога, розничных цен на товары и т.п. Одновременно ужесточается рабочее законодательство. Так, постановление СНК от 6 марта 1929 г. предоставило рук-ву предприятий право налагать на нарушителей трудовой дисц-ны и взыскания вплоть до увольнения.
Еще одни способом форсирования темпов реализации планов 1-й пятилетки стало соцсоревнование, осн. формы; 1) т.н. «переклички», в ходе к-х рассм-сь взаимные претензии предприятий, вопросы снижение себестоимости производимой продукцииинициаторы – металлурги Урала и угольщики Кузбасса; 2) комсомол. ударные бригадыленинградская комсомол. орг-я; 3) борьба за выполнение обязательств по соцдог-мтекстильщики Иваново-Вознесенска, Москвы, Твери.
Вторая пятилетка были утверждена на XVII съезде в январе 1934 г. Была поставлена задача завершить переходных период от кап-ма к соц-му, построить матер.-технич. базу соц-ма. В этой пятилетке продолжалась борьба за повышение произв-ти труда. Не случаен осн. лозунг – «Кадры, овладевшие техникой, решают все!» Появляются новые формы соцсоревнования: 1) между рабочими однородных профессий и предприятий; 2) т.н. «стахановское дв-е», начало к-му положили рабочие шахты Центральная-Ирмино (?), где забойщик Стаханов с бригадой в 14 раз превысил норму.
Итоги. После первых пятилеток страна обрела потенциал (было построено более 6 тыс. предприятий, осн. стройки: Днепрогэс (1932), Магнитогорский и Кузнецкий металлургические комбинаты (1932), три тракторных завода (Сталинградский (30), Харьковский (31), Челябинский (33), заводы с/х машиностр-я в Ростове-на-Дону (Ростсельмаш (30)) и комбайнеростр-я в Запорожье «Коммунар», Московский и Горьковский автозаводы и др.). Итогом этого стало то, что по объемам пром. пр-ва СССР к концу 30-х гг. вышел на второе место после США. Технико-экон. отсталость и завис-ть от импорта были преодолены. Несравненно меньше инд-я затронула другие отрасли эк-ки. В аграрном секторе по-прежнему преобладал ручной труд. Да и в самой тяжелой пром-ти из-за нехватки подготовленных кадров, неналаженных связей между предприятиями очень медленно шло освоение нового пр-ва. В то же время форсированная индустриализация позволила в короткий срок обеспечить полную занятость трудоспос. нас-я. Так, к 1931 г. безработица была ликвидирована полностью и, как следствие, закрыта последняя биржа труда.
Весьма спорным остается вопрос по поводу заявления Сталина о превращении СССР в индустриальную страну, ибо по статистике с/х вносило больше денег нежели пром-ть.



Коллективизация – добровольное производственное кооперирование мелких и средних крестьянских хозяйств. Она стала составной частью соц-эк перестройки страны, осуществленной рук-м СССР в 20-е-30-е гг.
Первые колхозы стали возникать на рубеже 1917-1918 гг. и тогда же определились 3 их формы, к-е регулировались по степени их обобществления: 1) товарищества по совместной обработке земли (ТОЗы) – общий труд по обработке земли; 2) артели – обобществлены основные ср-ва пр-ва (земля, инвентарь, скот); 3) коммуны (максимальная степень обобществления пр-ва и даже сбыта).
В первые годы преобладали артели и коммуны, но в период нэпа кол-во колхозов резко сократилось. Одновременно, как один из возможных способов социалистического переустройства деревни, рассм-ся создание госуд. хоз-в, напрямую финансируемых из казны – совхозов. XV съезд 1927 г. определил, что коллективизация должна стать основной задачей партии в деревне. И в 1928 г. был принят закон «об общин началах землепользования и землеустройства», по к-му колхозам предоставлялись льготы по получению в пользование земли, кредитованию и налогообл-ю. В помощь им создавались машинно-тракторные станции (МТС), что позволяло сконцентрировать незначительную механическую тягловую силу в одних руках и тем самым повысить эффективность в обработке крестьянских наделов.
После XV съезда заметно усилился рост числа колхозов. Этот «социалистический сектор» практически никак не мог помочь решить проблему хлебозаготовок. И с осени 1929 г. компартия переходит к насильственной коллективизации. К 12-й годовщине Октября в «Правде» Сталин опубликовал статью «Год великого перелома», в к-й поставил задачу форсировать колхозной строительство, провести «сплошную коллективизацию». Его вывод лег в основу принципиальных партийно-гос. решений. 5 января 1930 г. было принято постановление ЦК «о темпах коллективизации и мерах помощи гос-ва колхозному стр-ву», по к-му: 1) страна делилась на 3 группы районов с разными сроками завершения коллективизации ( весна 1931, 32, 33 гг.); 2) формой к/х стр-ва должна стать с/х артель; 3) провозглашалась политика ликвидации кулачества как класса, с ликвидацией их имущества. Для координации работы гос. учр-й был создан Нарком земледелия, во главе к-го встал Яковлев. Комиссия Яковлева – конкретизация общего курса на сплошную коллективизацию. 5 янв. 30 – ЦК ВКП(б) принимает постановление «О темпе коллективизации и мерах помощи гос-ва колхозному строительству». Оно наметило завершить сплошную коллективизацию зерновых районов страны поэтапно к концу пятилетки; На Северном Кавказе, Средней и Нижней Волге ее планировали закончить осенью 1930г. «или, во всяком случае, весной 1931 г.», в остальных (Украина, Западная Сибирь) — через год.
Постановление наметило создание в районах сплошной коллективизации сельскохозяйственных артелей, «как переходной к коммуне формы колхоза», и подчеркнуло недопустимость приема в колхозы кулаков. ЦК призвал организовать социалистическое соревнование по созданию колхозов и решительно бороться со всякими попытками сдержать колхозное строительство. Как и в ноябре, ЦК ни слова не сказал о соблюдении принципа добровольности, поощрив умолчанием произвол.
В конце января — начале февраля 1930 г. ЦК ВКП (б), ЦИК и СНК СССР приняли два постановления и инструкцию о ликвидации кулачества на базе сплошной коллективизации. Его разделили на три категории: террористы, сопротивляющиеся и остальные. Все подлежали аресту или ссылке с конфискацией имущества. Раскулачивание стало составной частью процесса коллективизации.
Ход. 1 этап – ноябрь 1929 г. - весна 1930 г. Силами местных властей и т.н. «25 тысячников» (рабочие, к-е направлялись в дер-ню для «организации колхозов») началось поголовное принудительное объед-е единоличников в коммуны. Силами ОГПУ и Красной армии выселяли «раскулаченных» крестьян, в число к-х попадали все недовольные. По решению секретных комиссий ЦК и СНК их направляли в спецпоселки ОГПУ для работу по хозпланам, в осн-м на лесозаготовках, в стр-ве, горном деле. Естественно, это вызывало недовольство крестьян. Пик крестьянского сопротивления (подавление авиацией и армейскими частями), пришедшийся на 1-е месяцы 1930 г. побудил большевиков сбавить темпы коллективизации. Более того, в «Правде» 2 марта 1930 г. Сталин опубликовал статью «Головокружение от успехов», где осудил «перегибы» и обвинил в них местные власти и рабочих, посланных создавать к/х. Через некоторое время была опубликована постановление «О борьбе с искривлением партийной линии в к/х движении». Среди этих «искривлений» на 1-е место было поставлено нарушение принципа добровольности, затем – «раскулачивание» середняков и бедняков, мародерство, поголовная коллективизация, закрытие церквей и т.д. Последовала волна репрессий.
2 этап – с осени 1930 г. С осени 1930 г. начался новый, более осторожный этап коллективизации. Теперь создавались только с/х артели, допускавшие сущ-е личных, подсобных хоз-в. 1 марта 1930 г. был утвержден Примерный устав с/х артели, по к-му сохранялись приусадебные земли, мелкий инвентарь, скот. От артелей требовалось выполнение многочисленных обязательств перед гос-м (госзакупки, оплата работ МТС, подоходный налог и т.д.) и только после этого остатки денежных средств могли быть распределены между ее членами по трудодням. Летом 1931 г. ЦК объяснил, что «сплошную коллективизацию» нельзя понимать, как «поголовную», что ее критерием является вовлечение в колхозы не менее 70% хоз-в. В 1935 г. состоялся II Всероссийский съезд колхозов. Он принял новый Примерный устав с/х артели, по к-му земля закреплялась за колхозами в «вечное пользование», устанавливались основные формы организации труда (бригады), его учета и оплаты (по трудодням), размеры личных подсобных хозяйств. С переходом к/х-в на новый устав окончательно сложился к/х строй в СССР.
Итоги. Создание к/х-в не привело, вопреки ожиданиям, к росту с/х пр-ва. Наоборот, наметился его спад. В то же время к/х-ы позволили увеличить гос. заготовки с/х продукции, особенно зерна. Это привело к отмене в 1935 г. карточной системы и росту экспорта хлеба. Курс на максимальное извлечение с/х продукции из деревни привел в 1932-33 гг. к смертному голоду на Украине, Сев. Кавказе, Поволжье и Казахстане. Массовое бегство из деревни в поисках лучшей жизни обострило соц-пол положение в стране. Для его предотвращения был введен паспортный режим. Его выдавали жителям городов, поселков городского типа, работникам совхозов. Колхозники и крестьяне-единоличники его не получили, что прикрепило их к земли и колхозам. С этого момента покинуть деревню можно было только через государственно-организованный набор рабочей силы на стр-во пятилетки.
Т.о., в короткий срок аграрный сектор оказался во власти жесткой централизации, превратился в органическую составную часть эк-ки.


Это время подавления всякой оппозиции, становления личного режима Сталина. Весной 1928 г. в преддверии провозглашенного компартией «наст-я соц-ма» по всему фронту советские газеты опубликовали сообщение ОГПУ о раскрытии в Шахтинском районе Донбасса «вредительной орг-ии» из местных инженеров и техников. В 1930 г. было объявлено о ликв-ии общесоюзных вредительных центров: «Пром. партии», «Союзное бюро ЦК меньшевиков» и «Трудовой крестьянской партии». В кач-ве их рук-й фигурировали старые спец-ы, такие как Громан, Кондратьев, Рамзин и др. В Москве прошли открытые судебные процессы над членами этих орг-й. Подсудимые публично покаялись в своей деят-ти по «развалу советской эк-ки» и «подготовке к свержению Сов. власти» при помощи интервентов. На деле было ясно, что это фальсификация, никаких организаций не сущ-ло, а признания добивались под давлением в тюрьмах ОГПУ. Начало таких тюрьмах было положено с созданием Соловецкого лагеря особого назн-я (СЛОН). В 1930 г. было создано управление лагерей ОГПУ, вскоре переименованное в ГУЛАГ ОГПУ.
Вместе с тем большевики стремились искоренить инакомыслие как в среде оппозиции, где и без того к тому моменту преобладали скептицизм и безразличие, так и спец-в. Демонстрация силы на этих процессах подкреплялась широкими репрессиями против интеллигенции, прежде всего технич. и научной. Многие были уволены, арестованы, а на их место выдвигались рабочие коммунисты. Правда, убедившись вскоре в неравноценности подобных замен, власти были вынуждены дать отбой т.н. «охоте на вредителей».
Помимо запугивания старой интеллигенции устроители судебных спектаклей преследовали более массовую цель: вселить в умы рядовых ком-в и нас-я страны мысль о необх-ти дальнейшего ужесточения политического режима перед лицом «угрозы классового врага». Едва закончились разбирательства по «шахтинскому делу», Сталин, идеологически обосновывая репрессии на июльском Пленуме ЦК, сформ-л тезис о том, что по мере продв-я вперед, сопротивление капиталистических эл-в будет возрастать, а классовая борьба – продолжаться. В партии, однако, сталинский тезис не нашел поддержки, на к-ю рассчитывал генсек. Из нее выдвинулись люди, к-е попытались остановить дальнейшую эскалацию насилия в обществе. Так, в н. 30-х гг. возникает ряд антисталинских группировок, возглавляемых председателем Совнаркома РСФСР Сырцовым и секретарем Закавк. крайкома ВКП(б) Ломинадзе, бывшим работником Моск. парторг-ии Рютиным и Галкиным, наркомами Толмачевым и Смирновым. Они решились вырваться из узких рамок верхушечной борьбы, прямо поставить перед ЦК вопрос о замене Сталина на посту генсека. Но эта запоздалая инициатива не удалась. Не удалась и попытка Рютина и его соратников. Он подготовил большую теоретическую работу – «Сталин и кризис пролетарской диктатуры» –, на основе к-й был написан манифест «ко всем генсекам ВКП(б). Члены созданного Рютиным «союза марксистов-ленинцев» обвинила Сталина в предательстве мировой рев-ии, в проведении форсированной, ударившей по рабочим и служащим, инд-ии и насильственной коллективизации. Они призвали к свержению Сталина. Однако к сентябрю 1932 г. почти все члены Союза были арестованы, исключены из партии, а затем расстреляны.
Новый этап внутрипартийной борьбы развернулся на XVII съезде ВКП(б) в январе 1934 г. При тайных выборах в новых состав ЦК против Сталина проголосовала значительная часть делегатов (300 из 1225), а некоторые предложили Кирову баллотироваться на поста секр-ря ЦК. Сталина же предполагалось седлать предс-м СНК. Это стало известно генсеку и он решил убрать любой ценой всю оппозицию. Поводом к расправе стало убийство 1 дек-ря 1934 г. Кирова, что полностью развязало Сталину руки. В тот же день было принято пост-е Президиума ЦК, по к-му следственным властям предписывалось вести дела обвиняемых ускоренно, а приговоры немедленно приводить в исполнение. Началась серия чисток партии. С этой целью провели в 1935-36 гг. и обмен парт. билетов. Вершиной расправы стали массовый террор и открытых судебных т.н. «московских процессов» 1936-38 гг. на старой больш. гвардией. Так, в августе 1936 г. было дело т.н. «Антисоветского объед. троцкистско-зинов. Центра» (Зиновьев, Каменев и др.), в январе 1937 г. – дело т.н. «2-го антисоветского троцк. центра» (Радек, Пятаков); февраль-март 1938 г. – т.н. дело «Правотроцк. антисов. Блока (Бухарин, Рыков), а также было 4 московских процесса над военными (Блюхер, Тухачевский). Эти процессы были призваны оформить набиравшую силу репрессивную волну, вооружить организатором террора лозунгами.
Идейно-политическое обоснование необходимости широких репрессий было дано Сталиным на февральско-мар-товском (1937 г.) пленуме ЦК ВКП(б). Он заявил, что до 30-х годов «враги народа» находились вне коммунистической партии, а в 30-е годы они проникли во все организации партии. Врагом стал не буржуазный специалист, а коммунист, человек с партийным билетом в кармане, заподозренный в троцкизме.
Сталин сформулировал и разоблачил 6 «гнилых теорий», которые, по его мнению, притупили бдительность партии. К первой он отнес мнение о затухании классовой борьбы по мере продвижения к социализму. Опровергая ее, Сталин повторил свой вывод 1928 г. об обострении классовой борьбы по мере роста «наших успехов». Вторую «теорию» («врагов не надо бояться, так как их мало, а нас много») он отверг примером: чтобы построить Днепрогэс, нужны усилия десятков тысяч человек; чтобы его разрушить, достаточно усилий десятка диверсантов. Третью «теорию» («не может быть врагом тот, кто хорошо работает») Сталин «разоблачил» тем, что плохо работает лишь явный враг, а хорошо замаскированный должен время от времени показывать успехи в труде. Эти и другие замечания нагнетали атмосферу всеобщей подозрительности, рождали впечатление массовой измены.
В итоге к XVIII съезду (1939 г.) партия пришла преобразованной, единомыслящей, ее официально стали называть «партией Ленина-Сталина». Но репрессии не прекратились. Особенностью новой волны террора стало привлечение к ответственности исполнителей прежнего репрессивного курсы, в т.ч. бывших наркомов ВД Ягóды и Егорова. К к. 1938 г. НКВД возглавил Берия.
Т.о., с к. 30-х г. власть Сталина стала не только безграничной и бесконтрольной, но и безусловной. Режим личной власти достиг своего апогея. Летом 1940 г. в Мексике агентом НКВД был убит Троцкий – личный враг Сталина, расправу вели также т.н. «тройки»: НКВД, партия, советы.

Вопрос о Конституции СССР впервые был поднят в начале 1935 г. ЦК ВКП(б) высказался за внесение уточнений в Конституцию 1924 г. в плане изменений избирательной системы и соц-эк основы с учетом создания соц. инд-ии, к/ строя, ликвидации многоукладности. Комиссию для пересмотра конституции возглавил Сталин, его заместителями стали Калинин и Молотов. К осени 1935 г. она пришла к выводу, что ограничиться одними поправками невозможно – нужна новая конституция. Проект был разработан к маю 1936 г. и опубликован для всенародного обсуждения. Оно длилось 5,5 месяцев, однако многочисленные замечания граждан так и не были учтены. В ноябре 1936 г. съезды Советов союзных республик одобрили проект, VIII чрезвычайный съезд Советов СССР обсудил и доработал проект, а на последнем заседании утвердил окончательный вариант, а сам день принятия – 5 дек-ря – был объявлен праздничным.
Осн. положения: 1) была провозглашена победа соц-ма в СССР, вводилось новое наименование Советов – «Советы депутатов трудящихся» как политической основы общества, одновременно она закрепила руководящую роль компартии; 2) к. провозгласила эк. основой СССР соц. соб-ть, к-я сущ-ла в 2-х формах: гос. и коопер-к/х; 3) к. закрепила новый состав субъектов союзного гос-ва; общее число республик было увеличено с 7 до 11. Казахская и Киргизская автономные респ-ки преобр-сь в союзные, одновременно ЗСФСР упразднялась, и Азербайджанская, Армянская, Грузинская респ-ки входили в состав СССР; 4) высшим органом гос. власти СССР стал Верховный Совет СССР, 2 палаты: Совет Союза и Совет Национальностей. Теперь только Верховный совет мог осущ-ть закон. власть (прежде это могли делать съезд Советов, ЦИК, Президиум ЦИК, СНК). Он же формировал и прав-во – Совнарком; 5) к. декларировала различные права и свободы (совести, печати, отдых, собраний, митингов и т.д.); 6) к. утвердила всеобщую воинскую обязанность, служба провозглашалась священным долгом; 7) вв-сь новая избирательная система: все органы гос. власти должны были форм-ся на основе всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании, при этом выборы проводились на безальтернативной основе (на каждое место по одному кандидату).
Принятие новой Конституции положило начало целой череде гос. преобразований и избирательных кампаний, к-е продолжались 3 года. В дек-ре 1937 г. состоялись выборы в Верховный Совет. В январе 1938 г. первая его Сессия избрала Президиум с председателем Калининым, было сформировано и союзное прав-во во главе с Молотовым. Москва сосредоточила в своих руках рук-во почти всеми отраслями эк-ки. Эк. права и финансовые возм-ти республик были резко ограничены в пользу союзного центра.


30-е годы — самый противоречивый период не только политико-экономического, но и культурного развития Советского государства. С 1 стороны, массы народа приобщились к культуре, внесли посильный вклад. С др, культурная революция не привела к росту критического отношения к действительности, к глубокому пониманию жизни страны и мира.
Образование. В области образования была завершена борьба с массовой неграмотностью. Однако поставленная в 1936 г. задача добиться всеобщей грамотности к концу второй пятилетки (1937 г.) не была решена.
Переписи не точно отражали реальное положение вещей. В погоне за высокими показателями к категории грамотных относили тех, кто с трудом мог читать и писать. Первый пятилетний план предусматривал осуществить к 1932 г. всеобщее начальное обучение детей младшего школьного возраста. Но скудное финансирование, отсутствие достаточного количества школ, учителей, учебников не позволили осуществить все в срок.
Всеобщее обязательное начальное обучение (4-лет) по стране было введено в конце второй пятилетки.
В 1937 г. в городах было введено всеобщее семилетнее образование (неполное среднее), а в 1939 г. была поставлена задача перехода к всеобщему среднему образованию (десятилетке). Однако в 1940 г. эта задача была снята, поскольку государство не готово. Более того, в старших классах ввели плату за обучение - 300 р/год. Платной стала учеба в средних спец. и высш. уч. заведениях. В деревне и в нац.районах в конце 30-х годов шел медленный процесс перехода к семилетке.
Государство вернулось к традициям дореволюционной школы с ее дисциплиной и фундаментальностью знаний. В учебных заведениях ввели расписание занятий, жесткую регламентацию учебной и общественной работы школьников. Основной формой организации учебного процесса стал урок. Но, как и в 20-е годы, обучение стремились соединить с производством и трудом - пионерской и комсомольской организаций.
В 1934 г. было восстановлено преподавание гражданской истории в школе. В специальном постановлении ЦК и СНК СССР от 16 мая 1934 г. указывалось, что доступность, наглядность и конкретность учебного исторического материала должны сочетаться с его марксистским обобщением. С 1934 г. обязательным стало изучение в школе географии, с 1937 г. — Конституции СССР, с 1940 г. — иностранного, немецкого языка.
В 1930-е годы крупные изменения произошли в высшем образовании. - с 1932 г. сделан упор на качество и фундаментальность подготовки специалистов. Были восстановлены вступительные экзамены, бригадно-лабораторный метод обучения заменен лекционно-семинарским, коллективная ответственность за качество учебы — индивидуальной. Были отменены партийные мобилизации на учебу в вузы, бронирование мест для женщин, соц. ограничения при приеме в вузы представителей прежде имущих классов, а также рабфаки. Установлены степени канд и док наук, звания доц и проф.
В июне 1936 г. СНК СССР и ЦК ВКП (б) приняли постановление «О работе высших учебных заведений и о руководстве высшей школой»: в вузы принимались только со ср. образованием, вводились выпускные экзамены, учебный режим, единоначалие. К концу 1930-х годов более 100 городов всех республик СССР имели университеты и институты. Сотни вузов и тысячи техникумов способствовали быстрому росту интеллигенции Советского Союза. В целом интеллигенция СССР стала однотипной в соц-эк и идейно-политическом отношении. Конституция 1936 г. провозгласила ее трудовой, неотъемлемой и полноправной частью трудящихся.
Наука. В 1930-е годы особенностью развития науки стал поворот к нуждам экономического и общественно-политического развития. Как и прежде, гл. науч. центром была АН СССР, филиалы которой с 1932 г. начали создаваться в столицах союзных республик. В 1933 г. АН СССР была передана из ведения ЦИК СССР Совнаркому Союза ССР. В 1936 г. академию возглавил В. Л. Комаров, ботаник и географ.
В 1930-е годы на основе научных разработок химиков во главе с академиком С. В. Лебедевым было налажено производство синтетического каучука из этилового спирта, под руководством академика И. М. Губкина открыли
новые нефтеносные р-ны на Урале, в Башкирии и Татарии, названные «Вторым Баку». Академик Н. И. Вавилов
собрал крупнейшую в мире коллекцию культурных растений пяти континентов для изучения и использования. Особенно значительными были научные разработки физиков — А. Ф. Иоффе, С. И. Вавилова, П. Л. Капицы, И. В. Курчатова, Л. Д. Ландау и многих других, работавших на оборону. В 1933 г. Группа изучения реактивного движения (ГИРД) создала и запустила первые советские ракеты конструкции М. К. Тихомирова и Ф. А. Цандера. В эту группу входили и будущий создатель первого в мире реактивного оружия («Катюши») А. Г. Костиков, и будущий конструктор космических кораблей Королев.
В 30-е годы советские ученые начали покорять стратосферу. В сентябре 1933 г. первый советский стратостат «СССР» с экипажем поднялся на высоту 19 км. В январе 1934 г. второй стратостат «Осоавиахим-1» поднялся на высоту 22 км. Вторая разведка космоса закончилась гибелью экипажа.
30-х годов - исследователи Арктики во главе с член-кором АН СССР О. Ю. Шмидтом. В 1933 г. возглавил экспедицию через Северный Ледовитый океан на корабле «Челюскин», который в 1934 г. затонул. В далеком Чукотском море на дрейфующей льдине полярники создали «лагерь Шмидта» и были спасены лишь в апреле. За героизм при спасении полярников правительство впервые присвоило звания Героя Советского Союза 7 летчикам.
В 1937 г. изучение и освоение Арктики продолжили И. Д. Папанин, Э. Т. Кренкель, Е. К. Федоров, П. П. Ширшов. За 274 дня четверка полярников продрейфовала на льдине в океане более 2500 км. В районе Северного полюса были созданы опорные метео- и радиостанции. Благодаря этому в том же году летчики В. П. Чкалов, Г. Ф. Байдуков и А. В. Беляков впервые совершили на цельнометаллическом самолете конструкции А. Н. Туполева (АНТ-25) беспосадочный перелет в США (г. Ванкувер) по прямой через полюс.
В области общественных наук упор был сделан на исторические исследования — историю русского феодализма, революционных движений, гражданской войны, историю фабрик и заводов России. За работой историков внимательно следил лично И. В. Сталин, требовавший искоренить троцкистские концепции. В 1938 г. под редакцией ЦК ВКП (б) при участии Сталина вышел «Краткий курс истории ВКП (б)». В 1937-1938 гг. резкой критике и организационному разгрому была подвергнута научная историческая школа умершего в 1932 г. академика М. Н. Покровского. Ее представителей обвинили в антимарксизме. Имя Покровского было снято с Московского государственного университета (присвоено в 1932 г.), которому в 1940 г. присвоили имя М. В. Ломоносова. Во второй половине 30-х годов резко усилился процесс политизации и идеологизации советской науки.
Литература в 1930-е годы определена постановлением ЦК ВКП (б) от 23 апреля 1932 г. «О перестройке литературно-художественных организаций». Все существовавшие организации интеллигенции были ликвидированы. Начался процесс создания новых единых отраслевых союзов. В 1932 г. были созданы общегосударственные союзы советских писателей и архитекторов, республиканские союзы композиторов и художников.
Крупным событием культурной жизни страны явился I Всесоюзный съезд советских писателей, состоявшийся в августе 1934 г. Съезд избрал правление союза, председателем которого стал А. М. Горький. Союз объединил 1500 литераторов СССР, стоявших на позициях соц. реализма. Идеологами социалистического реализма, который про возглашался главным художественным методом, были А.В.Луначарский и А. М. Горький, вернувшийся на родину в 1931 г. В книгах, фильмах, пьесах, музыке стала господствовать военная тема. Это объяснялось необходимостью «морально го вооружения» народа накануне неизбежной и близкой войны, первые раскаты которой услышали в Испании.
Язык творческой интеллигенции оказался связан властью. Отклоняться от генеральной линии было нелегко, критиковать - опасно. Это сужало, обедняло, уродовало культуру.
Достижения литературы 1930-х годов. Романы «Жизнь Клима Самгина» М. Горького, «Тихий Дон» и «Поднятая целина» (первый том) М. А. Шолохова, «Как закалялась сталь» Н. А. Островского, «Бруски» Ф. А. Панферова, «12 стульев» и «Золотой теленок» И. Ильфа и Е. Петрова, «День второй» И. Г. Эренбурга, «Гидроцентраль» М. С. Шагинян, «Мастери Маргарита» М. А. Булгакова (изд. в 1966 г.). Широкую известность получила поэзия М. В. Исаковского, А. Т. Твардовского, Е. А. Долматовского, А. И. Безыменского, Н. А. Заболоцкого, и книги для детей С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, А. П. Гайдара, А. Л. Барто и др. Творчество талантливых, но нелояльных писателей и поэтов, А. А. Ахматовой, О. Э. Мандельштама, Б. Л. Пастернака и др., ограничивалось/преследовалось.
Достижением театрального искусства стали пьесы Н. Ф. Погодина («Человек с ружьем»), Вс. В. Вишневского («Первая Конная», «Оптимистическая трагедия»), А. Е. Корнейчука («Платон Кречет», «Гибель эскадры»), А. Н. Афиногенова («Салют, Испания!»), К. А. Тренева («На берегах Невы»), К. М. Симонова («Парень из нашего горо да»), И. Г. Эренбурга («Падение Парижа»)тд.
Музыкальное искусство обогатилось произведениями вернувшегося в 1935 г. на родину С. С. Прокофьева (балеты «Ромео и Джульетта», «Семен Котко», кантата «К XX Ок тябрю», музыка к кинофильму «Александр Невский), Д.Д.Шостаковича (5-я симфония, опера «Леди Макбет Мценского уезда», запрещенная в 1936 г. и восстановлен ия в конце 50-х годов под названием «Катерина Измайло ва»), И. И. Дзержинского (опера «Тихий Дон») и др.
Самым массовым искусством было кино: «Чапаев» Васильевых, «Комсомольцы» и «Семеро смелых» Герасимова, «ПетрПервый» Петрова, «Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга» Александрова, «Александр Невский» С. М. Эйзенштейна, «Богдан Хмельницкий» Савченко, «Минин и Пожарский» и «Суворов» Пудовкина и др.
Изобразительное искусство (живопись, скульптура, архитектура) прославилось полотнами М. Б. Грекова («Труба чи Первой Конной армии»), И. Э. Грабаря («В. И. Ленин у прямого провода», «Зимний солнечный день»), С. В. Гера симова («Клятва сибирских партизан»), Б. В. Иогансона («Допрос коммунистов», «На старом уральском заводе»), П. П. Соколова-Скаля (триптих «Щорс»), П. В. Васильев («Чапаев»); скульптурными работами С. Д. Меркурова (статуя В. И. И нина для зала заседания ВС СССР в Большом Кремлевском дворце, снята в 1995 г.), М. Г. Манизера (скульптуры для станции Московского метрополитена «Площадь революции»), С. Д. Лебедевой (скульптурные портреты В. Чкалова, С. Михоэлса), В. И. Мухиной (скульптурная группа «Рабочий и колхозница» для советского павильона на между народной выставке в Париже 1937 г.).


В этот период сущ-ло 2 основных напр-я: 1) избежать конфликтов и обезопасить границы; 2) расширить сферы влияния за счет приграничных гос-в. Выделяют 3 этапа внешней пол-ки: 1) 1928-33сотр-во с Германией; 2) 1933-39сбл-е с Западом на антигерманской и антигитлеровской основах; 3) борьба за обесп-е безопасности с помощью переговоров с Англией и Францией, а затем с помощью раздела сфер влияния с Германией.
1 этап. В обстановке мирового эк. кризиса (1929-33 гг.) для сохр-я валютных поступлений прав-во СССР увеличило экспорт товаров, снизив до минимума их цену. Такая пол-ка вызывала протест во многих странах, по мнению к-х увел-е экспорта обеспечивалось массовым применением принудительного труда, что привело к эк. кризису на Западе. В июне 1930 г. США стали инициатором эк. блокады СССР, запретив ввоз советских товаров, стали задерживать советские грузы. К ним присоединились Англия, Франция, Бельгия, Венгрия и др. И только Германия не присоединилась к бойкоту, увеличив товарообмен с СССР. Франция выступила с предл-ми объед-я Европы против СССР, но Лига Наций не поддержала эту инициативу. Тогда Франция решила подтолкнуть Польшу, Румынию и Прибалтийские гос-ва против СССР, в эти страны увел-сь поставки французского оружия. В феврале 1930 г. римский папа Пий XI крестный ход против СССР, и в Западной Европе и США в феврале-марте 1930 г. состоялись служения, митинги против преследования религии и христиан в СССР.
Коррективы советской внешнеторговой пол-ки и приход к власти во Франции леворадикального прав-ва летом 1932 г. во главе с Эррио положили начало укр-ю межд. пол-я СССР. В 1932 г. были заключены дог-ры о ненападении с Польшей, Финляндией, Францией и Латвией, с Китаем восстн-ны дип. отн-я. Осенью 1933 г. США признали СССР, установив с СССР дип. отн-я. Нормализация отн-й с Америкой стала главным успехом советской внеш. пол-ки.
На международной конф-ии по сокр-ю и огр-ю вооружений в Женеве в 1932 г. в Женеве делегация СССР во главе с Литвиновым выдвинула 3 положения: 1) проект всеобщего или частичного разоружения, к-й предусматривал полное уничтожение агрессивных типов воор-й; 2) проект декларации об определении агрессора; 3) превр-ть конференции по разор-ю в постоянную «конференцию мира». Но ни одно из этих предл-й не было принято. Закончив свою работу в июне 1934 г. было принято 2 решения – признание права германии на «равноправие» в вооружениях и план «Макдональда», к-й устанавливал предельные цифра сухопутных и воздушных единиц только в европейских странах. В ходе конф-ии Германия и Япония вышли из Лиги Наций.
2 этап. СССР в свою очередь подписал на эк. конф-ии в Лондоне в июле 1933 г. с 10 гос-ми конвенцию об определении агрессора. Ими признавалось то гос-во, к-е без объявления войны вступит на терр-ю другого гос-ва, установит торговую блокаду. Захват Японией Северного Китая в 1931 г., приход к власти в Германии фашистов в 1933 г. с их планами похода на Восток создали явную угрозу СССР, к-й был заинтересован в создании систем коллективной безоп-ти в Европе и Азии. С этой целью в дек-ре 1933 г. Советское прав-во предложило создать подобную систему, при к-й гос-во-агрессор должно встретить сопр-е всех европейских стран. Для пропаганды этого т.н. Восточного проекта использовались Лига Наций, куда СССР вступил в 1934 г. В 1935 г. были подписаны соотв. дог-ры с Францией и Чехословакией, причем дог-р с последней имел существенную оговорку, согласно к-й обяз-ва о взаимопомощи действовали лишь при одновременной помощи со стороны Франции.
Одновременно происходило оформление блока гос-в агрессоров. Так, еще в октябре 1936 г. Германия и Италия заключили согл-е, известное как «ось Берлин-Рим». Месяц спустя Германия и Япония подписали «Антикоминтерновский пакт». В 1937 г. к нему присоединилась Италия, а в сентябре 1940 г. эти державы окончательно закрепили эти союзнические отн-я в рамках «Тройственного пакта», к-й провозгласил своей целью создание нового порядка в Европе и в восточно-азиатском пространстве. В то же время советские дипломаты смогли заключить с Японией пакт о ненападении.
Нельзя не упомянуть о англо-франко-советских переговорах. В 1938-39 гг. Германия начала осуществление своих планов по расширению жизненного пространства. Так, в марте 1938 г. она оккупировала Австрию, с сентябре на мюнхенской конф-ии добилась от Англии и Франции согласия на прис-е Судецкой области (т.н. «мюнхенский сговор»). В марте 1939 г. Германия захватила всю терр-ю Чехословакии, и Чехия и Моравия были присоединены в кач-ве протектората, а в Словакии было создано марионеточное прав-во. В этих условиях угрозы со стороны Германии в Москве в марте-августе 1939 г. велись англо-франко-советские переговоры по закл-ю дог-ра о взаимопомощи. Камнем преткновения стала позиция Англии и Франции, к-е требовали безусловного вступления в войну СССР, если они подвергнутся агрессии. В итоге 22 августа советская делегация прервала переговоры, что было на руку Германии, к-я смогла сорвать тройственный антигитлеровский союз.
Восток. Переговоры о Тихоокеанском пакте (1933-37), к-е СССР вел с США преследовали цель сдержать японскую агрессию в районе Тихого океана. В середине 1937 г. переговоры окончательно зашли в тупик из-за отказа США поддержать план и идею его создания. В июле 1937 г. Япония напала на Китай, а через месяц последний и СССР заключили д-р о ненападении. В эту страну были направлены советские летчики, к-е защищали города от японской авиации. В 1938-39 гг. японское рук-во предприняло 2 попытки сорвать помощь СССР Китаю. 29 июля 1938 г. японские войска вторглись на терр-ю в районе о-ва Хасан. Войска Дальневосточного фронта под ком-м Блюхера к 11 августа отбросили противника и восст-ли гос. границу. В мае 1939 г. японские войска вторглись в Монголию в районе р. Халкин-Гол. СССР оказал соседу военную помощь. Советские войска были объединены в 1-ю армейскую группу под ком-м Жукова. К концу августа японские войска были отброшены в Манчжурию, а 15 сентября 1939 г. в Москве СССР, МНР и Япония подписали соглашение о ликвидации конфликта у р. Халкин-Гол.
На рубеже 1938-39 гг. Берлин определил направление дальнейшей экспансии. Планировалось захватить Польше, а затем, накопив силы, выступить против Англии и Франции. В отн-ии СССР нацисты взяли курс на инсценировку нового «рапалльского этапа», т.е. превращение СССР во временного союзника с целью обезопасить свои границы. Сталин и его окружение также не исключали сближения с Германией.

URL
   

Блокнот

главная